Информация для предпринимателей
Профилактика стафилококкового токсикоза
Стафилококковый токсикоз – это пищевое отравление микробной природы, которое возникает в результате употребления пищи, содержащей токсины золотистого стафилококка.
Как происходит отравление?
Стафилококк попадает в сырье или в готовое блюдо при несоблюдении правил личной гигиены во время приготовления блюд от бессимптомных бактерионосителей либо от лиц, имеющих гнойничковые поражения кожи — из гнойничков; гнойные ангины, насморк, ларингит, бронхит — с выдыхаемым воздухом. Затем в продукте происходит размножение микроба и выделение токсина, который не разрушается при термической обработке.
С момента употребления пищи, содержащей токсины золотистого стафилококка, до появления первых симптомов пищевого отравления проходит несколько часов.
Симптомы стафилококкового токсикоза включают:
-Тошноту;
-Рвоту;
-Боли в животе;
-Жидкий стул;
-Головные боли;
-Повышение температуры;
-Судороги.
Молочные и кремово-кондитерские продукты являются наиболее опасными в плане стафилококкового токсикоза, так как являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Профилактические мероприятия
Меры профилактики направлены на предупреждение попадания золотистого стафилококка в пищевые продукты и включают в себя:
- Прохождение медицинских осмотров:
-предварительных (осмотр специалистов + мазок из зева и носа на патогенные стафилококки);
-периодических (осмотр стоматолога, дерматолога, оториноларинголога необходим для выявления возможных очагов стафилококковой инфекции);
- Ежедневный осмотр работников перед началом работы на наличие гнойничковых заболеваний кожи, признаков инфекционных заболеваний с внесением результатов осмотра в специальный журнал;
- Отстранение работников или перевод их на другие виды работ (без контакта с пищевыми продуктами) в случае подозрения на инфекционные заболевания.
- Соблюдение правил личной гигиены;
- Соблюдение рецептуры изготовления кондитерских изделий (концентрация сахара в водной фазе 60% и выше препятствует размножению стафилококка);
- Использование перчаток, которые меняются при повреждении или после технологического перерыва;
- Проведение операций по перемешиванию, накладыванию и порционированию с помощью инструментов;
- Соблюдение условий и сроков хранения сырья и готовой продукции.
Правила упаковки, маркировки и доставки продукции общественного питания, в том числе реализуемая потребителю через службы доставки
Мнение, что домашняя еда всегда лучше ресторанной, уже давно в прошлом. Сейчас вам необязательно ехать на рынок или в магазин за продуктами, стоять у плиты, что бы приготовить обед или ужин.
В последнее время все большую популярность приобретает такие услуги, как реализация готовых блюд в отделах кулинарии, как в больших супермаркетах, так и в маленьких магазинах, доставка еды до любого места нахождения потребителя. И в этом нет ничего удивительного, потому что преимущества таких сервисов вполне очевидные – это и разнообразие выбора готовых блюд, и возможность приобрести и заказать еду практически в круглосуточном режиме, сравнительно невысокая стоимость блюд.
Но наряду с преимуществами и у предпринимателя и у потребителя зачастую возникают вопросы по соблюдению требований санитарного законодательства при оказании данных услуг.
Давайте рассмотрим некоторые из них:
- Как должна быть упакована продукция общественного питания, реализуемая на «вынос» и через службы доставки.
Продукция общественного питания (полуфабрикаты (охлажденные и замороженные), горячие блюда, кулинарные, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, реализуемые на вынос (вывоз) по заказам потребителей, упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку.
Потребительская упаковка должна не оказывать отрицательного воздействия на органолептические показатели продукции общественного питания, быть изготовленной из материалов, допущенных для контакта с пищевой продукцией и соответствовать требованиям ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
В качестве потребительской упаковки можно использовать пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и тд.
- Должна ли быть маркирована продукция общественного питания, реализуемая на «вынос» и через службы доставки и каким образом.
Потребительская и транспортная тара с упакованной продукцией общественного питания, реализуемой вне места производства (изготовления) подлежит маркировке в соответствии с требованиям, установленным в ТР ТС 022 /2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
При реализации продукции общественного питания в отделах кулинарии в торговых точках в потребительской таре продукцию не маркируют, но информация о продукции должна быть размещения на единице упаковки или в информационном листе в торговом зале в непосредственной близости от реализуемой продукции. Информация в обязательном порядке должна содержать:
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (химическом составе и калорийности);
- обозначение нормативных или технических документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция и обязательным требованиям которых она должны соответствовать,
- сведения о составе и способах приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, в том числе наименования пищевых, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания;
- сведения о дате и часе изготовления, сроке годности, условиях хранения (не распространяется на продукцию, изготовленную по индивидуальному заказу);
- рекомендации по изготовлению (при необходимости).
При реализации продукции предприятиями общественного питания с использованием сервисов доставки вся информация о продукции должна быть доведена до сведения потребителя посредством меню, прейскурантов размещенных на сайтах, телеграмм-каналах и иных информационных ресурсах учреждений общественного питания.
- Предъявляются ли какие либо требования к транспортным средствам и емкостям (контейнерам, термосумкам и т.д.) на которых осуществляется перевозка продукции общественного питания.
Требования к перевозке (транспортированию) продовольственного сырья и пищевых продуктов установлены в ряде нормативно-правовых документов:
- в статье 17 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции»;
- федеральном законе от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,
- статье 7 санитарных правил СП 2.3.6.3686-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»
Перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия — в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции.
При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции, либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции. Грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции.
Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.