Logo fbuz38

Внимание, коронавирус!

Требования к организации рабочего места обучающегося в классе

 

Обучение в школе – это не только увлекательный мир знаний, но и, при неправильно организованном учебном процессе, риск здоровью несформировавшегося организма.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оборудование должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.
В зависимости от назначения учебных помещений используются разные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические, столы лабораторные, компьютерные столы в комплекте со стульями и другие. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

При оборудовании рабочего места для обучающегося важно подобрать правильно не только ученическую мебель (стол, стул), но и создание благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы. Достаточная освещенность рабочей зоны способствует более высокой работоспособности обучающегося. Необходимо левостороннее боковое освещение рабочего места. Недопустимо направление основного светового потока сзади и спереди.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в школе приучить школьника во время учебных занятий к правильной рабочей позе, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Удобство позы зависит от размеров учебной мебели. Основная рабочая поза - это сидение. Сидение - активный процесс, требующий противодействия силы тяжести тела. Для удержания позы сидя необходимо напряжение мышц разгибателей: затылочных, мышц спины, таза, которые у детей недостаточно развиты. На протяжении начального обучения в школе у детей наблюдается преобладание мышц - сгибателей над разгибателями. Относительная слабость мышц - «разгибателей» определяет длительность непрерывных занятий в положении сидя.
Удобство позы определяется также соотношениями в положении стола и стула по горизонтали, т.е. величиной дистанции.
В ученической мебели должны выдерживаться правильное соотношение основных элементов:
- расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см. Завышение или занижение этого расстояния может привести к ассиметрии тела, искривлению позвоночника, изменению расстояния от глаз до книги;
- расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см. При завышении этого расстояния спинка стула не используется в качестве опоры, при занижении - «зажатая» рабочая поза;
- расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см;
- ноги ребенка должны упираться в пол или в подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах.
Ученическая мебель, не соответствующая росто-возрастным особенностям учащихся, способствует увеличению наклона корпуса во время занятий и увеличению выпуклости в грудном отделе, приводит к уменьшению устойчивости позы, возрастанию напряжения мышц, увеличению числа жалоб детей на неудобство и утомление. После окончания школы дети нередко страдают различными нарушениями осанки и зрения.
Помните, что для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления школьника, сохранения его высокой работоспособности и здоровья, профилактики школьных форм патологии необходимо правильно подобрать и разместить учебную мебель в классе.

ПРИЕМНАЯ ГЛАВНОГО ВРАЧА

Проверить мед. книжку

med knijka

Задать вопрос