Logo fbuz38

Внимание, коронавирус!

Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоничное развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Здоровое питание - неотъемлемая часть повседневной жизни, способствующая крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека.

Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.

Питание школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная, сердечнососудистая, нервная системы, идет увеличение мышечной массы и  радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.

 

Основными принципами здорового питания являются:

  1. сбалансированность питания- адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей;
  2. разнообразное питание, способное удовлетворить энергетические потребности организма, обеспечить его питательными веществами,  витаминами и микроэлементами;
  3. прием пищи не менее 4-5 раз в день;
  4. ужин не позднее 19-20 часов;
  5. щадящие принципы приготовления пищевых продуктов (тушение, отваривание, приготовление на пару);
  6. жидкость- не менее 1,5 литров в день.

Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.

Белки  являются основным строительным материалом, необходимым для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.

Потребность в белке у подростков составляет 1,3 - 1,5 г на 1 кг веса. Основными источниками животного белка являются: молочные продукты, мясо, рыба и яйца; растительного белка: бобовые и соя.

Жиры  используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения  нервной ткани в том числе тканей головного мозга, являются источниками и растворителями витаминов А и Д.

Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивыми к простудным заболеваниям. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройство функций  ЦНС.

Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу сердца и сосудов. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле - источнике полиненасыщенных жирных кислот- которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.

Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности, кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга.  Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.

Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (сладости) наносит большой ущерб здоровью  и может привести к нарушению обмена веществ  (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставанию в росте и общем развитии, склонности к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.

Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным, то есть включающим все питательные вещества в оптимальных соотношениях: на 1г белка - 1г жира и 4г углеводов.

Кроме того для нормального функционирования организма школьники ежедневно должны получать необходимое количество витаминов и минеральных веществ.      

Большое значение имеет правильный  режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-5-ти разового питания. При таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4 часов, при этом обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а так же исключается чувство голода.

За последние пять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет неуклонно растет. Лидируют болезни органов дыхания, на втором месте - заболевания органов пищеварения, среди которых третью часть составляют гастриты и дуодениты. С каждым годом обучения ребенок приобретает все больше разных «школьных» болезней. У 30% детей их основной причиной является некачественное питание.

Ретроспективный анализ перспективных меню школ Иркутской области за последние 3 года показал, что в рационе обучающихся преобладают макаронные, кондитерские и колбасные изделия, пшеничный хлеб, которые не в состоянии удовлетворить нужды организма в витаминах, микроэлементах и пищевых веществах. В перспективных меню занижено количество белков, наблюдается потребление избыточного количества углеводов, обучающимся не хватает большинства  витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жирных кислот, содержащихся в растительных маслах и рыбе. Мясные блюда заменяются  более дешевыми субпродуктами (печень, сердце) или выдачей колбасных изделий (сосиски). Практически отсутствует кисломолочная продукция. Свежие фрукты, овощи,  соки  и напитки витаминизированные, включены в меню школьников 1 раз в 3 дня или вообще отсутствуют, хотя должны выдаваться ежедневно. В перспективных меню практически отсутствует ржаной хлеб. Норматив калорийности рациона достигается  включением в меню обучающихся большого количества кондитерских изделий.

Выявляемые нарушения,  влияющие на состояние здоровья, связаны с социально - экономическими условиями, а так же с привычками и традициями в питании населения, поскольку в школе дети получают только завтрак и (или) обед, остальные приемы пищи организуются вне стен образовательного учреждения. Существенную роль  в этом играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.

Распространенность хронических заболеваний органов пищеварения зависит от ряда факторов:

  1. нерегулярное питание с перерывами более  4 часов;
  2. частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, фаст-фуда, чипсов, сухариков, газированных напитков, лапши быстрого приготовления, шоколадных батончиков, жевательной резинки;
  3. однообразного питания;
  4. Перекусы в сухомятку;
  5. употребление некачественных продуктов;
  6. несоблюдение режима дня;
  7. малоподвижный образ жизни;
  8. вредные привычки.

Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием. Школьные здравоохранительные программы представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно - кишечного тракта, развития сердечно - сосудистых заболеваний и рака.

ПРИЕМНАЯ ГЛАВНОГО ВРАЧА

Проверить мед. книжку

med knijka

Задать вопрос